Ребенок после года. Как подобрать игрушки?

Игрушки для малышей второго года жизни. Как поддерживать порядок. Как покупать игрушки.

Игрушки для малышей второго года жизни.

Покупая игрушки для своего ребенка, обратите внимание на их разнообразие и выбирайте одну-две (или больше) из каждой перечисленной ниже катего­рии. Многие из этих игрушек будут интересовать ва­шего малыша весь год и даже дольше.

  • Игрушки, которые помогают развивать четкие движения: кубики разной формы, простые деревянные кубики, из которых складывается картинка, мозаики, формочки для игр с водой или песком, игрушки, в ко­торых предметы нужно разбирать и складывать, наде­вать на стержень, например пирамидки, или вставлять один в другой, например матрешки.
  • Игрушки, помогающие развивать общую двига­тельную активность: мячи разных размеров, различные каталки, качалки, горки для лазания, качели, санки.
  • Игрушки для развития творчества: цветные мел­ки и бумага, пластилин, наборы для аппликаций.
  • Музыкальные игрушки: барабаны, бубны, погре­мушки, рожки и прочие духовые инструменты, кси­лофоны, простые клавишные гармошки.
  • Игрушки, помогающие узнавать окружающий мир и развивать воображение: книжки-раскладушки, куклы и мягкие игрушки-животные, кукольная по­суда, мебель, коляски, бытовые и садовые инструмен­ты (метелки, лопатки, грабли, ведерки), различные машины (легковые, грузовые, пожарные, поезда, са­молеты), набор «Парикмахерская», игрушечная бы­товая техника (например, телефон), костюмы (каска пожарника, бескозырка, докторская сумка, юбочка балерины и т.д.).

Как поддержать порядок

Там, где играет ребенок, как правило, царит бес­порядок. Игрушки малышу необходимы, однако вас ждет немало дней, когда вы станете мечтать о том, чтобы все они исчезли из вашего дома, и когда вам будет казаться, что у вас нет никаких других заня­тий, кроме одного — поднимать кубики, куклы, ма­шинки.

Со временем ребенок станет сам убирать игрушки, а до тех пор начните приучать его к порядку и устано­вите определенные правила.

  • Место для игры. Оно должно быть там, где вы сможете наблюдать за ребенком, где вы проводите большую часть своего времени. Игрушки должны храниться в одном постоянном месте. Сначала ваш малыш не обратит на это внимания и будет растас­кивать их по всему дому. Однако если вы неуклонно будете каждый день возвращать их на одно и то же место, ребенок постепенно осознает, что играть нуж­но в углу, отведенном для игры. Желательно, чтобы в комнате или уголке для игр были: кресло или не­большой диван, где вы, удобно устроившись с малы­шом, сможете читать книги, рассказывать сказки; два детских стульчика — один для малыша, а вто­рой для товарища по игре или одного из родителей; маленький стол, на котором можно раскладывать кубики, рисовать, играть в настольные игры и, конеч­но, сервировать чай; удобные ящики для игрушек, которыми легко сможет пользоваться малыш, а так­же ковер, чтобы уютно было играть на полу в холод­ные дни.
  • Место для игрушек. Удобнее всего хранить иг­рушки в больших ящиках разного цвета. Если ящик определенного цвета будет предназначен для одного типа игрушек, например зеленый для кубиков, синий для машин, желтый для мягких игрушек, это упрос­тит уборку и научит малыша узнавать цвета.
  • Время для регулярной уборки. Введите обычай убирать игрушки в конце каждого игрового часа или вечером. Большую часть работы придется делать вам, но привлечение к этому малыша — важный шаг в формировании у него чувства ответственности за свои вещи. («Пора убирать игрушки. Кубики надо положить в зеленый ящик. Ты можешь положить их туда?») Складывайте игрушки по типам: сначала кубики, потом книжки и т. д., чтобы не путать и не переутомлять ребенка. Приятнее выполнять эту ра­боту с элементами игры, пением или под музыку. Ближе к концу второго года жизни малыша задания типа «Наведи порядок, пока я сосчитаю до ста» или «пока не зазвенит звонок» помогут превратить нуд­ную обязанность в увлекательную игру.

Однако в наше время многие родители считают игру пустой тратой времени. Они воспитывают детей для жизни в мире, основанном на конкуренции, где выживание и успех часто обусловливаются интеллектуальным соответствием, и потому задаются вопросом, нельзя ли заменить игру бо­лее конструктивным видом деятельности.

Для ребенка не существует более конструктивного вре­мяпрепровождения, чем игра. Никакие фильмы, развивающие компьютерные игры и гимнастические упражнения не заменят малышу игру.

  • Игра позволяет маленькому ребенку ощутить себя все­могущим. В игре малыш не испытывает разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен выполнять чужие распоряжения. Без вмешательства родителей (которое обыч­но встречается в штыки) ребенок ставит перед собой и решает задачи, формулирует правила, контролирует и ведет игру.
  • Игра помогает детям познавать окружающий мир. Во время игры малыши проводят исследования и совер­шают открытия, проверяют теории, познают формы, про­странственные соотношения и цвета, изучают причинно- следственные связи, общественные роли, фамильные цен­ности. В игре ребенок может быть ученым, родителем, стрелком, рабочим, конструктором, танцором, музыкантом, пастухом. Нет такой области жизни, о которой нельзя было бы узнать в процессе игры.
  • Игра развивает самоуважение. Дети обычно играют в то, что у них хорошо получается, и иногда достигают в собственных глазах успеха. Шансы на успех повышает то, что в процессе игры они сами создают правила. Когда рядом нет родителей, которые указывают, что делается не так, малыши свободно пробуют и терпят неудачу, за­тем снова пробуют, но не чувствуют при этом никакой неловкости.
  • Игра развивает искусство общения. Задолго до того как малыш вступит в общество, игра уже дает ему социальный опыт. Поскольку первые товарищи по игре неодушевленны и не несут в себе никакой угрозы (плюшевый мишка, кукла, грузовик), это прекрасные инструменты для оттачивания умения взаимодействовать. Позднее игра со сверстниками основывается на этом фундаменте, и дети начинают играть со своими сверстниками и постепенно учатся делиться, ждать своей очереди, отстаивать свои права и заботиться о правах других. Игра с родителями тоже развивает искусство обще­ния. Исследования показывают, что дети, с которыми игра­ли их родители, лучше адаптируются в обществе.
  • Игра помогает малышам управлять своими чувствами. В ролевых играх они переживают массу эмоций, даже та­кие, как гнев, страх, печаль, тревогу. Например, малыш, который боится идти к доктору, может справиться со стра­хом, устроив больницу для своих зверушек.
  • Игра развивает речь. Мозаика, грузовик, кукла, куби­ки. Прыгать, качать, скользить, ползать. Мое, твое, наше, делить. Вверх, вниз, под, на. Во время игры малыш исполь­зует огромное количество слов, причем многие из них по­вторяются. Это способствует развитию речи.
  • Игра позволяет детям почувствовать себя старше своего возраста. Все, что ребенок не может делать в на­стоящей жизни, он может делать в игре. Быть мамой или папой, полицейским, доктором. Водить машину, летать на самолете, читать книгу. Строить высокие здания и пе­репрыгивать через них. Прокладывать сложные дороги и руководить движением. Такое могущество не только ра­дует малыша, но и формирует у него чувство собственного достоинства, дает возможность познать окружающий мир и почувствовать себя взрослым.
  • Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ли ребенок замок из песка или гараж из обувной коробки, кормит ли мишку из бутылочки или ставит тарелочку с «мясом» перед куклой, надевает ли на себя мамину или па­пину одежду — все это помогает ему расширить границы собственного мира и познать радость творчества.
  • Игра совершенствует движения. Малыш строит баш­ню из кубиков, складывает картинку, мнет пластилин, ри­сует, и эти занятия развивают у него тонкие движения паль­цев, улучшают согласованность зрения и движения рук. Активные игры — ходьба, бег, прыжки, лазание, приседа­ния, катание на велосипеде, качание на качелях, броски, толкание — развивают ловкость, силу, закладывают фун­дамент для будущего активного образа жизни.

Другими словами, игра для малышей — очень ценная работа, приносящая удовлетворение, дающая энергию.

Так пусть они играют, играют, играют.


Как покупать игрушки.

Покупка игрушек любого взрослого превращает в ребенка. Часто родители выбирают не то, что нуж­но их ребенку, а то, что порадовало бы их самих: же­лезную дорогу для младенца, который еще лежит в колыбели, электронный алфавит для малыша, который не произнес ни слова, трехколесный вело­сипед для ребенка, который еще не умеет ходить. Та­кие покупки «на вырост» не только малоинтересны для детей, но зачастую бесполезны, а иногда и небе­зопасны.

Чтобы не попасть в эту ловушку и не забить пол­ки ненужными малышу игрушками, соблюдайте правила безопасности, а также учтите следующие рекомендации.

  • Не выбирайте игрушки, до которых ваш ребе­нок еще не дорос. Поддавшись ностальгии, вы ку­пите Барби для годовалой малышки, но она вряд ли сможет одеть ее, а когда сможет, кукла придет уже в такое состояние, что ее пора будет выбрасывать. Постарайтесь удержаться также от железной доро­ги и прочих заманчивых игрушек, которые застав­ляют вас вспомнить детство. Ваша цель — порадо­вать не себя, а собственного ребенка, поэтому ори­ентируйтесь на то, с чем он действительно играет.
  • Не упускайте из виду предметы, которые впол­не годятся для игр: мерный стакан, в который мож­но насыпать песок в песочнице; большую картон­ную коробку, в которую захочется забраться; обувную коробку, чтобы смастерить из нее стол для ку­кол или гараж; бумажные пакеты, из которых по­лучаются отличные маски, лодочки и самолетики и в которых удобно носить мелкие игрушки; одея­ло, наброшенное на стулья, чтобы сделать «пеще­ру» . Замечательны в этом отношении также миски, ложки, стаканчики из-под йогуртов, коробки из- под печенья и пластиковые одноразовые тарелки, стаканы и чашки.
  • Старайтесь не покупать то, что вам не нравится, или то, что вы считаете вредным. Однако будьте гото­вы идти на компромиссы, если ваш малыш стремит­ся получить именно эту вещь.
  • Избегайте излишеств. Малыши не рождаются с непомерными желаниями. Такие желания у них развивают взрослые (а позднее — сверстники и те­левидение). Даже если вы можете позволить себе купить массу игрушек на дни рождения и праздни­ки, не делайте этого. Дети, которых засыпали иг­рушками, начинают кидаться от одной к другой, не получая радости ни от одной. Если у вашего ребен­ка уже очень много игрушек, уберите часть из них и время от времени меняйте.
  • Хорошо скооперироваться с другими родителя­ми, чтобы обмениваться игрушками, особенно круп­ными и теми, которые ребенок уже перерос.
  • Не мешайте ребенку играть так, как ему хочет­ся, даже если он использует игрушку не по назначе­нию. Единственное исключение здесь: останавливай­те опасную деятельность.

 

Популярно в разделе развитие:

Как вымыть голову ребенку без слез.

Ребенок после года. Как вымыть голову ребенку без слез
Малыш плачет во время купания
Подробнее...

Лицом к детскому страху

Лицом к детскому страху
Борьба со страхами маленького ребенка
Подробнее...

Агрессивное поведение ребенка

Агрессивное поведение ребенка
Как победить детскую агрессию?
Подробнее...

Как без слез собраться на прогулку? Чем заняться с ребенком в автомобильной поездке?

Как без слез собраться на прогулку? Чем заняться с ребенком в автомобильной поездке?
Практические советы для совеременных родителей.
Подробнее...