Ребенок после года. Как вести себя с гиперактивным малышом?

Если вы ответили "да" хотя бы на три вопроса в статье - вашему ребенку обязательно необходима консультация детского врача. Занятия и игры для гиперактивных детей. Как вести себя с активным малышом?

  • Не замечаете ли вы, что ребенок сосредоточивает вни­мание с большим трудом и на более короткий период, чем его сверстники? (Например, не перестает ли он слушать чтение книжки на середине, занявшись чем-нибудь другим, в то время как остальные дети слушают до конца?) Легко ли он отвлекается от своего занятия, будь то игра, телеви­зор или еда?
  • Испытывает ли он трудности при выполнении простых распоряжений? Не кажется ли вам, что он никогда не слу­шает?
  • Не считаете ли вы, что он чересчур говорлив, требова­телен, эмоционален, часто плачет, дерется или проявляет другие признаки раздражения, не адекватные вызвавшей их причине?
  • Трудно ли ему сидеть спокойно? Двигается ли он по­стоянно, не давая себе отдыха, мало спит или спит, беспо­койно, падает или брыкается во сне?
  • Часто ли он ведет себя опрометчиво (выбегает на мос­товую, хватает чашку с горячим кофе), не задумываясь о возможных последствиях своих действий?
  • Требует ли он постоянного внимания?
  • Сопротивляется ли он родителям, настаивая на своем? Не сопровождаются ли его игры с детьми регулярными дра­ками и ссорами?

Если вы ответили «да» по крайней мере на три вопроса, проконсультируйтесь с доктором. Учтите, что врач вряд ли будет ставить вопрос о гиперактивности в этом возрасте. Речь о ней может идти только к двум-трем годам, а подтвержда­ется она не раньше, чем ребенку исполнится пять лет. Тем не менее поведение вашего малыша может послужить при­чиной того, что врач осмотрит ребенка и проведет несколько стандартных психологических тестов. Вам также могут по­рекомендовать пройти обследование щитовидной железы.

Однако сейчас вам нужен не диагноз, а способ уменьшить последствия бесконтрольного поведения гиперактивного ребенка для него самого и для семьи. Следующие рекомендации помогут не­сколько укротить беспокойного малыша.

  • Проанализируйте семейные обстоятельства. Вы дол­жны убедиться, что причиной поведения малыша не явля­ется стресс или болезнь у кого-нибудь из членов семьи. Если есть необходимость, обратитесь к врачу.
  • Соблюдайте режим. Назначьте твердое время для еды, сна, прогулок, ванны. Упорядочение жизни малыша помо­жет вам взять под контроль его бурную энергию. В доме ста­нет тише и спокойнее.
  • Не создавайте малышу такие ситуации, в которых он вынужден долго и/или спокойно сидеть (не берите его с со­бой на официальный ужин, в кино, не водите на длинный спектакль).

Не наказывайте и не держите ребенка на привязи (если его жизнь не подвергается риску), однако введите опреде­ленные ограничения.

Читаем подробнее: Нужны ли ребенку ограничения?

Гиперактивный малыш больше, чем остальные дети, нуждается в контроле. Ваше бережное руководство поможет ему научиться сдерживать себя самостоятельно. Ограничения, естественно, должны быть разумными. Ни один малыш, а активный особенно, не будет долго сидеть на одном месте. Смиритесь с его дея­тельностью, если только она не выходит из границ, разре­шите ее и постарайтесь сдержать свои комментарии. Дис­циплина должна быть твердой, постоянной, недоброжела­тельной. Замечания лучше делать в положитель­ной форме: «Прыгать на кровати опасно. Мы будем на ней спать» или «А на ковре ты сможешь попрыгать?» (вместо «Прекрати прыгать на кровати!»).

  • Учите активного ребенка сосредоточиваться. Один из способов — ставить быстродостижимые цели и добиваться их. Напри­мер, посидеть за каким-либо делом две минуты. Чтобы по­высить шансы на успех, выберите время, когда малыш хо­рошо отдохнул и относительно спокоен. Позаботьтесь о том, чтобы не было ничего отвлекающего (радио, телевизора, дру­гих детей, открытого окна, любимой игрушки). Затем ска­жите: «Посмотрим, сумеешь ли ты посидеть на своем месте, пока не зазвонит будильник. Можешь полистать книжку, разложить мозаику или поиграть. Когда раздастся звонок, получишь леденец» (или другую подходящую награду). По­могите ребенку выдержать этот срок. Когда выяснится, что малыш способен сосредоточиться на две минуты, постепен­но увеличивайте время по минутке до десяти минут или даже больше (если это не кажется вам фантастикой). Превратите это занятие в игру, тогда малыш обязательно научится.
  • Поощряйте тихие игры. Если малыш несколько ми­нут рассматривал книжку или рисовал, похвалите его так, как он этого заслуживает. Вдохновляйте его на спокойные игры, даже если они продолжаются недолго.

Помогите ребенку освоить основные навыки. Буйное поведение часто вызывается раздражением. Если ребенок научится, например, одеваться, ездить на трехколесном велосипеде или ловить мяч, он не будет сердиться из-за того, что не может «сам», и станет гораздо спокойнее в целом.

  • Научите малыша справляться со своими чувствами. Если он огорчен (испуган, раздражен), объясните ему, что иметь сильные чувства — вполне естественно, и помогите найти спо­собы облегчить его состояние. Предложите побегать, попры­гать, полазать, потанцевать, полежать и послушать любимую музыку и т. д. Напомните также, что он всегда может прийти к вам и посидеть у вас на коленях.
  • Предотвращение стрессов. У малыша должно быть бе­зопасное место — предпочтительнее на улице, — где мож­но играть, расходуя энергию по несколько часов каждый день. Не забывайте смотреть за ребенком, когда вы выхо­дите из дома. Одевайте его поярче, чтобы малыша легко было заметить в толпе. Научитесь оказывать первую по­мощь, чтобы не растеряться в случае, если ребенку не уда­лось избежать травмы.
  • Во время поездок берите с собой побольше развлека­тельных предметов и часто останавливайтесь для активно­го отдыха. На каждой остановке дайте малышу возмож­ность побегать.
  • Не забывайте, что вашему ребенку, возможно, нужно спать меньше, чем другим детям его возраста, и не застав­ляйте его спать больше, чем требует природа. Вечерами по­старайтесь не шуметь и не говорить громко. Разработайте ритуал укладывания в кровать где будет пре­дусмотрено достаточно времени для успокаивающих заня­тий, например, для массажа, теплой ванны, тихой музы­ки, сказки. Создайте хорошие условия для сна.

Читаем в статье: Как уложить ребенка спать без слез?

  • Позаботьтесь о себе. Часто родители чересчур актив­ных детей сами становятся скандальными, особенно если проводят целый день дома в обществе взрывоопасного су­щества. Попробуйте расслабиться и снять напряжение с помощью, например, упражнений. Чем спокойнее будете вы, тем легче будет справиться с малышом и помочь ему держать себя в руках.
  • Любите ребенка таким, какой он есть (по крайней мере, он никогда не скучает!), и не клейте на него ярлык. Если вы дадите малышу понять, что ожидаете самого худшего («Я никуда не могу тебя взять, ты обязательно нашко­дишь!»), оно неизбежно произойдет. Лучше будьте позитив­ны («Я знаю, что сегодня ты постараешься играть тихо»). Помогите ребенку найти полезный выход его энергии.


 

 

 

Развитие

"Прилипчивость" (зависимость) годовалого ребенка.

Ребенок растет от года до трех. На что стоит обратить внимание:  "прилипчивость" (зависимость)..
Синдром "прилипчивость". Чот это такое и как с этим боротться?
Подробнее...

Болезненное прорезывание зубов. Как помочь ребенку

Ребенок после года. Болезненное прорезывание зубов.
Как помочь ребенку,при прорезывании зубов?
Подробнее...