Совместные игры малышей.

Как помочь годовалому ребенку завести друзей? Ребенок не дружит со сверстниками. Совместные игры детей.

Друзья.

У многих взрослых это слово вызывает вереницу веселых детских воспоминаний: летние каникулы и лимонад, игры после школы, футбол во дворе осенними вечерами, лыжи и битвы снежками зимой, записки, передаваемые по партам. Все самое хорошее в минувшем детстве.
Другим же приходит на память чувство одиночества, заброшенности, когда с завистью приходилось наблюдать со стороны за дружбой других. Все самое сложное в минувшем детстве.
Какие бы ассоциации слово «друзья» ни вызывало, родители, как правило, стараются, чтобы их дети завели друзей и познали радости дружбы. Они расстраиваются, когда их малыш плохо играет со сверстниками, не хочет делиться игрушками, а каждая прогулка с детьми превращается в настоящую войну.

Не расстраивайтесь. Друзья будут потом.

Та дружба, о которой вы с тоской вспоминаете, в возрасте полутора лет еще не формируется: малыши пока не способны дружить так, как понимают это взрослые. Для них существуют главным образом только свои интересы, поэтому они пока не умеют мирно играть в парах или группами. Для большинства маленьких детей единственная персона, с которой стоит считаться, — это «я». Из слов «дать» и «взять» они понимают только «взять». Самое важное для них их желания. И в довершение всего малыши этого возраста еще не
очень разбираются в том, что хорошо, не способны контролировать свои импульсы (бросить игрушку в товарища, пнуть ногой чужую башенку из кубиков, ущипнуть ближайшую руку, если возникло раздражение).
Тем не менее в течение следующих двух лет эти маленькие создания смогут научиться помогать, бережно относиться к чувствам других, решать споры с помощью слов — короче говоря, научиться быть друзьями. Помочь ребенку достичь этой цели вы сумеете следующим образом.

Как помочь ребенку дружить с детьми

  • Воспитывайте самоуважение. Прежде чем обращать внимание на других, детям необходимо научиться уважать себя.
  • Показывайте ребенку пример поведения в обществе. Первую возможность научиться искусству общения дают малышу родители — за столом, на прогулках, на игровых площадках, во время чтения, игр. Не превращайтесь в великодушного родителя, всегда позволяя малышу первому взять мелок или откусить от булки, которой вы собираетесь поделиться. Когда играете с ребенком, не давайте ему постоянно выигрывать. Учите его уступать, не забывайте говорить «пожалуйста» и «спасибо». Расскажите о том, что вы делаете и что видите, так, чтобы вызвать ответ малыша, тем самым развивая у него умение вести беседу. Ролевые игры, в которых воспроизводятся жизненные ситуации, также ненавязчиво помогут малышу усвоить основы правильного поведения.
  • Начинайте с игр один на один. Для большинства малышей проще найти контакт с одним ребенком, поэтому почаще договаривайтесь о совместных играх с кем-нибудь из детей, особенно если вашему ребенку трудно освоиться в большой игровой группе. Среди знакомых выбирайте детей, с которыми ваш малыш легко сходится, не оставляйте их вдвоем надолго (для начала ограничьте время совместной игры одним часом) и следите за тем, чтобы им был о чем заняться. Однако никогда не навязывайте ребенку товарища по игре. Это скорее всего вызовет яростное сопротивление.
  • Избегайте игр втроем. Для малышей трое — уже толпа, которая может превратиться в кошмар. Часто третий в группе, как правило, самый неагрессивный и самый неопытный, страдает от двух других.
  • Не ждите совместных игр. Если ваш ребенок не посещал некоторое время игровую группу, скорее всего его взаимодействие со сверстниками ограничится «параллельной игрой», т. е. они будут играть рядом, но не вместе. Однако присмотритесь внимательно, и вы поймете, что такая игра на деле является началом общения. Дети могут громко разговаривать сами с собой, полностью погрузившись каждый в свое занятие, однако они чувствуют друг друга. Вы заметите, что они поглядывают друг на друга, наблюдают за товарищем по игре, подражают ему и, конечно, часто выхватывают у него игрушки. К концу года проявится и более интенсивное взаимодействие.
  • Поощряйте общие игры. Некоторые игры требуют больше совместных действий, другие меньше. Строительство из крупных блоков, игра в мяч, ролевые игры (типа «дом» и «поликлиника»), прятки, салочки, совместное рисование или лепка, игры-хороводы, а также игры, в которых необходимо соблюдать очередь, дадут малышам опыт, необходимый для дружбы. Разумеется, на долгом пути к сотрудничеству будут всплески нежелательного поведения, например присвоение чужих игрушек, драки.

  • Сохраняйте нейтралитет и оставайтесь поблизости. Поскольку малыши непредсказуемы и своевольны, на ранних этапах обучения их общению необходим постоянный присмотр. Не сводите с них глаз, когда они играют, даже если вам кажется, что все в порядке, и будьте готовы вмешаться, если внезапно разразится конфликт. При этом не вставайте ни на чью сторону, пусть даже вы уверены, что один из малышей явно не прав. Просто остановите «боевые действия» и займите обе стороны спокойной деятельностью (опять-таки под наблюдением).

  • Берегите чувства ребенка. Очень трудно научиться ставить во главу угла чувства ребенка, но именно в этом прежде всего и заключается родительское искусство. Нельзя строить жизнь ребенка, исходя из собственных чувств. Если вы общительны, а ваш малыш стесняется, не позволяйте раздражению, которое вызывает в вас его поведение, взять верх и не прививайте ему насильно навыки общения, не ругайте за то, что ребенок все время стоит у стенки. Не ставьте также малыша в невыгодное положение из-за вашей дружбы с другими родителями, проявляя смущение от его неверного поступка или гнев из-за того, что ваш ребенок кого-то ударил.

  • Обеспечьте поддержку. Если ваш ребенок посещает детский сад, но никак не может войти в коллектив, обратитесь за помощью к воспитательнице. Она, как правило, может призвать общительных детей принять в свою компанию стеснительного ребенка.

  • Смиритесь с манерой общения своего малыша. Подобно взрослым, каждый ребенок по-своему входит в коллектив. Одни сразу готовы дружить с кем угодно и с энтузиазмом откликаются на любую новую ситуацию, другие ограничиваются одним-двумя друзьями и предпочитают присмотреться, прежде чем сделать шаг. Не забывайте также, что некоторые малыши по природе наблюдатели и потому вообще не склонны что-либо предпринимать. И то, и другое, и третье нормально.

  • Отметьте потенциальные проблемы. Энни хотела бы завести друзей, однако ей мешает агрессивность. Женя тоже хочет подружиться, однако ей необходимо преодолеть свою стеснительность. Прежде чем ребенок выработает собственный стиль поведения, помогите ему избавиться от агрессивности и стеснительности.

  • Дайте больше возможностей попрактиковаться. Дети, которые с самого раннего возраста видят других малышей (в большой семье, в игровой группе, во дворе, в детском саду), как правило, привыкают к общественной жизни раньше. Если у вашего ребенка такого опыта еще не было, подумайте, может быть, ему стоит посещать какую-нибудь игровую группу, или, по крайней мере, чаще ходите с ним на детскую площадку, а также попробуйте договориться с родителями другого ребенка о совместной игре.

Читаем подробнее: Как организовать игровую группу дома?

  • Не оказывайте давления. Если родители заставляют маленького ребенка общаться со сверстниками, это редко помогает ему приобретать друзей. Более того, желание делать все наоборот, которое присуще детям в этом возрасте, может привести к тому, что малыш станет недружелюбным. Дайте ребенку время и возможность самостоятельно прийти к выводу, что играть со сверстниками интересно.

Здоровье