Поведение ребенка на улице (детской площадке)

Как научить ребенка этике поведения на улице и детских площадках. Как реагировать родителям, если ребенок обижает сверстников (кидается песком, толкается).

Что такое хорошо, а что такое плохо?

В каждом малыше сидит Пиноккио. Подобно этому сказочному персонажу, маленькие дети — относительные новички в мире и еще не знают, что к чему. Соответственно они, словно Пиноккио, любопытны, любят озорничать, веселиться, иногда болезненно наивны и совершенно не имеют компаса, позволяющего отличать хорошее от дурного, который мы называем совестью. Разница между вашим малышом и Пиноккио в том, что вместо очаровательного Сверчка, который обязан обеспечивать моральную поддержку, у малышей эту роль играют родители и воспитатели.

Именно на родителей обращает взгляд маленький ребенок, когда не уверен, стоит ли брать печенье от человека за прилавком или играть с игрушкой в кабинете доктора. Именно родители говорят ему, что бить на площадке Джона за то, что он взял грузовик, плохо и что ждать своей очереди, когда три или четыре ребенка хотят прокатиться с горки, тяжело, но нужно. Именно родители учат малыша благодарить тетю Анну за подарок и не позволяют ему на пляже кидаться песком в других детей.

Но родители, как Сверчок, сопровождавший Пиноккио, не могут быть постоянным генератором совести. Они просто ходячая мораль, которая подсказывает малышу, что хорошо, а что плохо, пока он сам не научится различать эти два понятия.

Специалисты считают, что маленьких детей побуждает придерживаться морали эгоизм и страх перед наказанием. На следующей стадии жизни мотивация несколько меняется: моральное поведение основано на желании похвалы, почтении перед авторитетом и понимании необходимости поддерживать общественный порядок («Если все будут поступать так плохо, что получится?»). В целом же настоящая восприимчивость к чужим потребностям и истинная концепция справедливости и честности формируются не раньше чем годам к десяти. Хотя без соответствующих морального руководства и примеров многие люди так и не достигают этой стадии.

Однако то обстоятельство, что от малыша пока слишком рано ожидать этичного поведения или хотя бы понимания, что такое «этичное поведение», вовсе не значит, что еще чересчур рано начинать воспитывать в ребенке совесть. Если вы решили дождаться момента, когда ребенок сможет принимать участие в философских диспутах о добре и зле, вам придется ждать слишком долго.

Этика поведения ребенка на улице. Как научить ?

Чтобы как следует сыграть роль Сверчка, руководствуйтесь следующим.

  • Объясните, что любое действие влечет за собой определенные последствия. Объяснить малышу, что нельзя кидаться песком на площадке, важно, но не менее важно добавить, почему именно («Если кидаться песком, он может попасть кому-нибудь в глаз, а это очень больно. Видишь, у Димы глаза покраснели, и он плачет»). Если важно сказать ребенку, что ждать своей очереди, чтобы покататься с горки - хорошо, а вот силой прорываться на первое место плохо, то еще важнее добавить, почему это так («Когда ждут очереди, все могут покататься с горки и повеселиться, а не тратить время на толкотню и драки, чтобы быть первыми»).
  • Не поучайте и не проповедуйте. Достаточно простого объяснения. Если вы будете зудеть без перерыва, ребенок просто отключится. И помните: ваша задача не судить, а направлять.
  • Задавайте правильные вопросы. С самых первых шагов вовлекайте малыша в его моральное воспитание, стимулируйте размышления над последствиями действий. Если ребенок ударил подружку по игре, спросите: «Как, по-твоему, почувствовала себя Маша, когда ты ее стукнул?» Если вычитаете книжку, в которой заключена определенная мораль, поясните ее малышу Понятными словами, а затем спросите, что он по этому поводу думает. Спрашивайте также его мнения, когда персонаж в книге или телепередаче сделал что-нибудь явно хорошее или явно плохое.
  • Браните поведение, а не человека. Не стыдите малыша, не заставляйте его чувствовать себя плохим или неумехой, если он сделал что-то нехорошее или не смог поступить правильно.

Читайте подробнее в статье: Критикуйте не ребенка, а его поведение.

  • Помогите малышу оценивать таким же образом поведение других. Вместо: «Только Баба Яга съедает все сама и ни с кем не делится» —попробуйте: «Все есть самому, как Баба Яга, и ни с кем не делиться — нехорошо».
  • Покажите пример совестливости. Как всегда, один-единственный пример перевешивает тонны наставлений. Пусть вами руководит совесть, и со временем малыш, постепенно превращаясь в подростка, разовьет свою.

Новости

Грызунок из пищевого силикона

Грызунок из пищевого силикона
Грызунок ручной работы из пищевого силикона для детей
Подробнее...

Новый вид ламината для ванной, кухни, прихожей и балкона – ламинат SPC StoneFloor

Новый водостойкий ламинат SPC StoneFloor
Новый водостойкий ламинат SPC StoneFloor
Подробнее...

Здоровье

Уход за новорожденным ребенком.

Советы по уходу за новорожденным ребенком.
Уход за новорожденным ребенком.
Подробнее...

О гигиене новорожденных детей.

О гигиене новорожденных детей.
Что нужно знать о гигиене новорожденного?
Подробнее...